Изменить размер

Цвет сайта

АА
Обычная версия сайта

Психолого-педагогические условия организации конструктивной деятельности

 

   Здоровье ребенка является первостепенной жизненной ценностью. Факт ухудшения здоровья детей в последние десятилетия достоверно установлен медиками и широко известен. Существуют различные представления относительно его причин и соответственно различные рекомендации по его предупреждению. Не менее достоверно установлен факт «омоложения» многих заболеваний, таких как склеротические изменения, заболевания позвоночника, сердечно-сосудистые заболевания, депрессии и т.д. Только в последние годы сохранение и развитие здоровья учащихся становится актуальной задачей российской школы.
   В этом контексте особый интерес представляют для нас исследования В.Ф. Базарного, точка зрения на развитие детей нейропсихологов, опыт гуманной педагогики, вальдорфских школ.
Три условия, которые можно рассматривать в качестве фундамента здорового образа жизни:
1. Понятность, т.е. уверенность в том, что себя самого и мир можно понять и познать;
2. Выполнимость, т.е. вера в собственную дееспособность и в способность строить свою жизнь самостоятельно или с помощью других людей;
3. Осмысленность, т.е. способность постичь смысл в процессе переработки жизненного опыта.
   Эти три аспекта, становясь способностями, приводят к тому, что Антоновский назвал чувством когерентности (согласованности): человек переживает смысловые взаимосвязи в себе самом и окружающем мире. Когда человек познает себя и окружающий мир, ощущает себя творцом, создающим нечто осмысленное, чувствует внутреннюю опору, тогда у него больше шансов стать более здоровым телесно, душевно, духовно и социально, и не сломаться под грузом жизненных испытаний.
   Современные родители стоят на грани совершения огромной ошибки в воспитании детей. Желая добра своим чадам, они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения — навыка, являющегося основой инновационности и творящего осмысленного начала в человеке.
Результаты исследования, проведенного компанией игрушек Radio Flyer и ReD Associates, показали тревожные последствия излишней заботы современных родителей. Перед каждыми праздниками взрослые начинают ломать голову над тем, какая игрушка будет интересна и полезна для их ребенка. Однако, прежде чем приобрести очередной деревянный конструктор, пластмассовый Лего, родителям следует серьезно подумать.
   Развитию воображения способствуют игры, которые детские психологи называют «произвольными» (unstructured play) — в таковых нет четко прописанного сценария, нет конечной цели, не используются девайсы (технические средства). Ребенок сам придумывает свои миры и воплощает собственные идеи.
   По данным исследования, проведенного в США, наиболее развитым воображением обладают дети, которым родители предоставляют свободу действий, то есть дают возможность решать самим, когда, где и во что играть. Однако, большинство современных детей просто не могут играть сами — им нужны инструкции от взрослых или самой игрушки.
Выводы неутешительны: сегодняшних детей требуется учить играть в произвольные игры. Специалист по детскому развитию, психолог Питер Грей (Peter Gray) также отметил постоянное сокращение времени, затраченное на произвольную игру.
   Современные родители озадачены тем, как создать условия для непроизвольной игры. Исследование детей с младенческого возраста до 9-ти лет показало удивительные результаты — ни деревянные игрушки, ни их цифровые аналоги не создают условия для произвольной игры. Так в чем же ошибка родителей?
Нынешнее поколение детей пассивно нажимает на кнопки и игрушки сами их развлекают, а когда игрушка наскучивает, они настойчиво требуют другую. У некоторых родителей даже сформировалась новая традиция: выкидывать «старые» игрушки перед праздниками, чтобы освободить место для новых. Другие родители признаются, что покупают своему чаду по новенькой игрушке в неделю, а также хранят игрушки про запас.
   Привыкнув к постоянной новизне и смене развлечений, дети просто перестают играть с обычными кубиками, в результате чего теряют навыки игры с неподвижными предметами. Родители разводят руками: «Мы не хотим, чтобы наши дети скучали». Но в этом и заключается секрет: скука мотивирует детей играть с «тем, что есть». Если мы хотим развить детское воображение, нужно, чтобы дети скучали.
Родители часто покупают детям Лего. В этой популярной игре дети добывают ресурсы, создают предметы, строят здания и исследуют новые миры. В режиме «Творчество» игроки имеют неограниченные запасы ресурсов и инструментов, что позволяет создавать объекты повышенной сложности. Вот уж где неограниченная свобода воображения — бери и строй!
   Не торопись закупать литературу о малолетних гениях, посмотрев на собранный из «Лего» Нотр-Дам и действующий «Феррари», свинченный из тех жутких железных пластинок с дырочками. Большинство малолетних гениев весьма скептически отнеслись бы к перспективе просидеть полдня, вкручивая, согласно инструкции, деталь А в отверстие Б. Недаром конструктор — любимая игрушка детей-аутистов, которых больше всего восхищает, когда из пяти кружочков получается пирамидка, но которые способны впасть в истерику, если кто-нибудь подсовывает туда кружочек неправильного диаметра и портит всю логическую и единственно верную композицию.
   Удовольствие от того, что все идет по плану, удовлетворение от ожидаемых результатов кропотливой работы свойственно детям-консерваторам, которые могут блестяще показать себя в тех профессиях, где важны собранность, аккуратность, въедливость и строжайшее следование протоколу.
Ребенок же с ярко выраженными творческими способностями скорее сложит из разноцветных кубиков уродливую башню, обмажет ее кетчупом, замурует в ней кота и попытается поджечь всю эту конструкцию с целью отправки ее на Луну.
   В доме может не быть хлеба и целых ботинок, но желательно, чтобы в нем имелись: карандаши, краски, кисти, пластилин, глина. Не потому, что ты желаешь вырастить Пикассо или Микеланджело, а потому, что творческие способности пригодятся ребенку на абсолютно любом поприще. Способность к созданию образов и объектов с нуля, практически из ничего, закладывается в самом раннем детстве. Очень важно не дразнить младенца за те страшные мазюки, какие он производит, не обучать его рисовать домики «правильно», не давать разрисовывать книжки-раскраски, в которых за него все уже придумали и нарисовали специально обученные взрослые. Лет до пяти-шести можно вообще не показывать ему целенаправленно картины других художников, не обучать даже азам техники, потому что стать подражателем и копировщиком он всегда успеет, а в детском творчестве куда важнее абсолютная свобода самовыражения.
   Однако, как показало исследование, после серии игр в Minecraft и Лего в электронной версии, дети чувствовали себя издерганными и раздраженными. Многие сходятся во мнении, что вышеупомянутая игры только «убивают время» — как только ребенок начинает хорошо разбираться в механике игры, то есть играть хорошо, опыт исследования и создания превращается в бесконечное строительство с целью избежания скуки. Кто-то из взрослых верно заметил, что при таких условиях даже любимое занятие превращается в рутину.
   Создание условий для произвольных игр требует не только ограничения ребенка от определенных развлечений, но и предоставления ему полной свободы. Однако, как показало исследование, такая практика не всегда показывает вдохновляющие результаты — юные респонденты, оставшись без привычных игрушек, затевали драки со сверстниками (а иногда и с родителями) и испытывали раздражение, сонливость и замешательство. Очевидно, что проблема здесь в не в игрушках, а в том, что дети не привыкли играть самостоятельно.
   Идея произвольных игр довольно часто обсуждается, однако способы создания условий для таковых представляются редко. Ниже приведены три выдержки из исследования детского психолога Питера Грея (Peter Gray), рекомендующего практику произвольных игр.
1. Родители должны четко понимать, что такое «произвольная игра» и что она дает
В произвольной игре нет четко обозначенного начала и конца — дети развлекают себя сами, взрослые им не помогают. Такой подход может смутить родителей, привыкших видеть в игре воспитательные и обучающие задачи, а также тех, кто считает, что участие в детской игре помогает стать ближе к ребенку.
2. Дети должны играть самостоятельно каждый день
Когда родители пытаются внедрить несколько часов произвольной игры между другими занятиями ребенка, последний испытывает рассеянность и раздражение. Чтобы эта проблема исчезла, дети должны приучиться играть самостоятельно, а не ждать, когда их начнут развлекать родители, учителя или новые игрушки.
3. В произвольной игре дети должны ориентироваться на поведение взрослых
   Не секрет, что дети копируют поведение взрослых, однако последние, погрузившись с головой в работу, часто забывают об этом. Родителям следует стать примером для своих детей и показать, что проводить время без гаджетов и статичных игр можно очень весело.
   Как эти идеи реализуются на практике? Очень просто: отец-фотограф берет свою двухлетнюю дочь на прогулки. Пока он снимает природу, ребенок самозабвенно играет с тем, что рядом — он воображает, исследует, познает мир. Взрослый не вмешивается, девочка сама руководит процессом. Однако, родитель находится поблизости — занимаясь своим делом, он приглядывает за ней, а ребенок вдохновляется действиями отца и копирует его поведение.
   В произвольной игре не окружающая среда контактирует с детьми, а наоборот. Ребенок увлечен своим миром, но при этом понимает, что не является его центром.

   Мы должны помнить и о том, что дети-дошкольники переживают свой первый кризис взросления. Нужно не только поддерживать ребенка в его борьбе между «хочу» и «могу», но и не упустить, подбадривать тех, кто отстает от классической возрастной нормы. Большинство детей сегодня позже начинают говорить, ходить, играть. Возможно, это только проявление феномена «удлинения детства», который становится испытанием для учителей. Специальные занятия по развитию эмоций позволяют детям догнать своих сверстников, гармонизировать развитие. Особенность сегодняшнего ребенка в том, что его интеллект, мотивация, навыки находятся в рассогласовании. Эмоции позволяют сгладить этот диссонанс. Эмоциональное развитие связано с работой правого полушария, которое одновременно отвечает за творчество, координацию движения и соматическое здоровье человека. Развивая правое полушарие, мы развиваем весь мозг. А игры, связанные с логическими заданиями, развивают лишь левое полушарие, активизируют только его работу. Таким образом, в дошкольном детстве важнее развивать ребенка не через логику, а через творчество, чувства, движение.

   Другие исследования показывают, каким образом различные упражнения влияют на развитие и способности ребёнка. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок сосредоточился хотя бы на час, лучше всего позволить ему пробежать пару кругов. Двадцатиминутная ходьба оказывает моментальный положительный эффект на детское внимание и исполнительные функции. Бег и танцы имеют примерно такое же влияние. Также прогулка быстрым шагом помогает сосредоточиться на задании гиперактивным детям с дефицитом внимания.
   Мозжечок — отдел головного мозга, который не только отвечает за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Он также принимает участие в концентрации внимания. Отработка сложных движений активирует мозжечок, который, взаимодействуя с лобной долей, повышает внимание, умение идти целенаправленно, контролировать себя, осуществлять рефлексию своего внутреннего мира.
   Более того, у детей, занимающихся спортом, гиппокамп и базальные ганглии большего размера, чем у неактивных детей. Эти дети более внимательны. Базальные ганглии представляют собой группу структур, которые играют важную роль в движениях и целенаправленном поведении (превращении мыслей в действия). Они взаимодействуют с префронтальной корой и влияют на внимание, торможение и исполнительный контроль, помогая людям переключаться между двумя заданиями.
Учёные выяснили, что пара часов такой активности, как лазанье по деревьям, балансировка на перекладине или бег босиком, оказывают значительное влияние на оперативную память.
   Оперативная память отвечает за способность удерживать информацию в голове и одновременно манипулировать ею. Она обрабатывает информацию и решает, что важно, игнорируя то, что не относится к работе, которую вы выполняете в данный момент. Оперативная память влияет практически на все ваши действия.
   Что же особенного в лазанье по деревьям или балансировке на перекладине? Исследователи обнаружили, что только комбинация двух разных активностей даёт положительные результаты. Оба варианта в этом случае включают чувство проприоцепции (ощущения положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).
   Должен также присутствовать ещё один элемент — расчёт расстояния до следующей точки, навигация или перемещение в пространстве. Положительный эффект даст то упражнение, в котором нужно одновременно двигаться и соображать, куда и как это делать.
   Итак, что стоит запомнить из этой массы исследований тем, кто хочет прокачать мозг при помощи физических упражнений?
• Бег и аэробная (бег на длинные дистанции, быстрая ходьба, езда на велосипеде, аэробика, плавание) активность помогают бороться со старческим слабоумием и предотвратить болезнь Альцгеймера, улучшают вербальную память, способность запоминать и находить нужные слова.
• Силовые тренировки (спринтерский бег, поднятие тяжестей) положительно влияют на исполнительные функции мозга, то есть планирование и регуляцию сознательных действий.
• Игры со сложной координацией движений помогают детям лучше концентрироваться.
• Наибольшего положительного эффекта для мозга можно добиться, комбинируя разные виды активности, например аэробные и анаэробные/силовые нагрузки.

   Итак, 3-7 лет — дошкольный период. В это время практически начинается формирование основных двигательных, гностических и праксических систем. Очень важно, что в этом возрасте функции рук и ног получают автономное друг от друга функционирование, что не¬обходимо для обучения письму в школе.
И.А. Скворцов отмечает, что все эти этапы будут пройдены благополучно и даже с максимальным эффектом, если ребенок находится в благоприятных средовых условиях, которые не толь¬ко помогают и не мешают развитию, но и влияют на запуск синаптической активности, на темпы увеличения массы мозга. Излишне говорить, насколько это важно для нормального пси¬хического онтогенеза.
   К 3-м годам у ребенка получает развитие важнейшее свойство специфически чело¬веческого (лобного) мышления — осознание себя. Правда, ему предстоит еще долгий путь совершенствования, возможно, и не имеющий завершения. В более позднем возрасте на основе само¬сознания вырастает способность представлять себя не только со¬бой, но и кем-то другим, а это приобретение, в свою очередь, ло¬жится в основу столь важных для развития психики ролевых игр. Кроме того, появляется понимание того, что такое еда, живот¬ные, люди и прочее, что свидетельствует о развитии понятий¬но-категориального мышления. Желание действовать: одеться, собирать кубики, лего, мозаику и прочее — знаки становления наглядно-действенного мышления.
   Таким образом, к 3 годам у ребенка накапливается база для развития практически всех видов мышления. Впоследствии он их только совершенствует. В этом основную роль играет речь. С появлением речи мышление становится, как указывает Л.С. Вы¬готский, синкретическим — образно-вербальным и вербально-логическим. Без речи оно не развивается или развивается дефектно. Имеется в виду наличие не внешней, а внутренней ре¬чи. Известно, что детям-анартрикам или ринолаликам путь к приобретению мышления не закрыт, в отличие от алаликов, ко-торые, оставшись безречевыми, со временем превратятся во вто¬рично умственно отсталых.
   При условии, что приобретен базисный уровень мышления, и развитие речи идет нормально, ребенок к 5 годам овладевает значительным числом образов, в том числе и сложных понятий, способностью делать умозаключения. При этом даже в 5 лет пре¬обладает наглядно-образное, чувственное, правополушарное мышление. Воспитательно-педагогические усилия должны быть направлены именно на то, чтобы в этот возрастной период было сформировано именно такое мышление. Дело в том, что в более позднем возрасте правополушарные образы и связанная с ними способность фантазировать, создавать свое, т.е. быть творцом, становится весьма проблематичной. Малая забота о фантазии как свойстве мышления, проявляемая во многих детских учреж¬дениях, оборачивается позже обеднением мышления в целом. Сугубо вербально-логическое, дискретное (левополушарное) мышление не получает того развития, которое могло бы полу¬чить, базируясь на правополушарных образах. Игра, сказка, движение — основные стимулы умственной деятельности дошкольника — должны быть предъявлены ему в полном объеме и грамотно.

   Обездвиженный ребенок не развивается, не обучается. Ребенок, проводящий время перед монитором или в статичных играх, как правило, дышит неполноценно. Чаще всего тормозится процесс выдоха, а значит мозг не получает новой порции кислорода, и продукты метаболизма не уносятся. Это также будет сказываться на работоспособности ребенка. Посидев перед монитором, в статичной сжатой позе при игре в конструктор ребенок НЕ ОТДЫХАЕТ!! он тратит нужный мозгу кислород, поэтому посидев перед телевизором или компьютером, с конструктором, так сложно убедить ребенка, что ты только что отдохнул, хватит вертеться, садись за уроки.
   Недостаток движения приводит к задержке развития ребёнка и отрицательно сказывается на обучении. По мнению американского доктора Lindsay Marzoli, при длительном использовании электронных сенсорных устройств, статичных однообразных игр у детей наблюдается неправильное формирование мышечных тканей, которые отвечают за функциональность рук и пальцев, шейного отдела.
   По словам хиропрактика Margaret Bryce из Окленда (Новая Зеландия), из-за гаджетов и статичных игр у детей возникает искривление позвоночника. Она рассказала, что в начале своей практики она сталкивалась со случаями исправлений шейного отдела позвоночника у людей, которые вынуждены долгое время проводить с опущенной головой: ранее это были швеи и офисные работники, но сейчас проблемы стали появляться и у детей.
   "Ранее считалось, что с опущенной головой они сидят только во время занятий в школе", — добавила хиропрактик, — “сейчас они делают это все время".
У детей, которых буквально не оторвать от планшета, Лего, нарушается координация между головным мозгом и руками. В качестве примера она привела десятилетнего мальчика, который из-за искривленной спины не может бросить мяч по прямой линии: руки ребенка попросту не слушаются головы, (источник: Stuff).

   И еще один аспект неблагоприятного влияния на развитие души ребенка конструкторов в дошкольном возрасте. Польский священник Славомир Кострзев сказал, что Lego «разрушает души детей и приводит их на темную сторону». По мнению протоирея Славомира Кострзева, конструктор не такой уж невинный. Взять, например, серии Monster Fight (Борцы-монстры) и Зомби. Священник уверен: эти небольшие фигурки с жуткими и страшными лицами «пожирают детские души». На оценку Lego как конструктора сатаны священника натолкнуло неожиданное исследование новозеландских ученых, которые установили, что в последние годы рожицы лего-героев становились все более агрессивными, злобными, что положительно сказывалось на проценте продаж.
Другую опасность видят уже психологи в новых фильмах Lego и компьютерных играх. По их мнению, у ребенка происходит замещение приоритетов – проще играть с уже готовыми моделями на экране, чем кропотливо сидеть над ними, собирать, или даже хуже – моделировать что-то новое.
   *Строительный инстинкт
Как же все-таки Lego влияет на развитие ребенка? Может популярной игрушке стоит предпочесть старый добрый конструктор с гайками? По утверждению доктора Дэвида Витбреда из Кембриджского университета, сильная сторона Lego в том, что он не требует особых навыков для творения, в том числе и какой-то физической подготовки: «С Lego даже самые маленькие дети могут почувствовать себя творцами – собирать, разбирать и выбирать нестандартные решения с Lego максимально просто». Общепринятым уже стало мнение о той положительной роли, которую играет Lego в развитии ребенка. «Самым интересным в этой игре я считаю то преображение, которое происходит, когда хаотично разбросанные детали собираются в одно целое», - отмечает психолог Чарльз Фернихоф. По его мнению, когда дети играют в Lego, они самостоятельны, они сталкиваются с трудностями и находят решение. Конструктор предоставляет все возможности ребенку мыслить нестандартно. Кроме того, он подавляет деструктивное начало, присущее детям, и развивает воображение.
   Привязанность детей к игре, в которой нужно строить собственный мир из блоков наподобие Lego, вызывает обеспокоенность родителей во всем мире. Некоторые родители признают, что игра заменила детям все остальные виды деятельности и либо строго ограничивают время, проведенное за экраном компьютера, либо запрещают игру совсем. В то же время другие считают, что YouTube - это телевидение нового поколения, а Minecraft и Лего способствуют развитию креативности и способствует общению со сверстниками.
Однако психологи Юн Ли и Роберт Пейзонау утверждают, что эта игра на самом деле не является настолько творческой, как считают некоторые родители.
“Креативность игры на самом деле заложена в саму программу – это множество комбинаций, инструментов и материалов. А игрокам достается одна задача: создавать все более сложные конструкции. Хоть игра на первый взгляд и кажется творческой, на деле это достаточно монотонная деятельность, и большинство детей, которых мы исследовали, чувствовали усталость и раздражение после длительных периодов игры”, - говорят психологи.
Кроме того, игра не имеет открытого финала, который стимулировал бы творческое мышление, а скорее предусматривает однообразную разработку бесконечных строений.
Ранее китайские ученые установили, что у заядлых игроков, которые проводят в мире компьютерных игр около 10 часов, количество серого вещества, отвечающего за умение думать, значительно меньше, чем у тех, кто играет около двух часов в день.
Еще в 90-х годах исследователи предупреждали, что поскольку видеоигры стимулируют только те отделы мозга, которые отвечают за зрение и движения, другие части, ответственные за поведение, эмоции и обучение, могут оказаться недоразвитыми.

   *Лекарство от аутизма
Наверное, именно поэтому базовые и механические наборы конструктора сегодня применяются в лечении аутизма. Для детей с нарушенными функциями социальной коммуникации Lego-терапия – то, что доктор прописал, причем, в буквальном смысле слова. Более чем 15 лет назад клинический психолог Даниэль Ле Гофф заметил, что в выборе игрушек дети, больные аутизмом, охотнее всего тянутся к Lego. Он провел эксперимент. Оказалось, что группа больных детей, совместно играя в Lego по часу в неделю в течение полугода, восстановилась намного быстрее, нежели дети с теми же заболеваниями, но игравшими в другие игры. «Детям нравится, они с удовольствием отдаются этому занятию, что развивает в них способность к коммуникации без какого-либо намека на стресс», - делится впечатлениями Джина Оуэн, доктор психологии Кембриджского университета.

   И в заключении, хочется подвести некие итоги.
Испытывая нагрузку, мускулы рук становятся сильными и крепкими, и для правильного развития мозга и других органов физического тела необходимо, чтобы они испытывали соответ¬ствующее воздействие из окружения. Проиллюстрируем это на следующем примере. Мы можем сделать для ребенка куклу: возьмем старую салфетку и, сложив ее, сделаем из двух углов ноги, а из двух других углов — руки, на месте головы завяжем узел, на котором чернилами нарисуем глаза, нос и рот. Мы мо¬жем также купить ребенку в магазине «красивую» куклу, у ко¬торой будут настоящие волосы и румяные щечки. Не стоит и го¬ворить о том, что купленная в магазине кукла уродлива и спо¬собна навсегда извратить здоровое эстетическое чувство.
   Для воспитателя главное заключается совсем в другом. Играя со сло¬женной салфеткой, ребенок в своей фантазии восполняет то, че¬го ей недостает для того, чтобы выглядеть человеком. Работа фантазии оказывает формирующее воздействие на мозг — он испытывает нагрузку, подобную той, которую испытывают мускулы занятых работой рук. Мозг ребенка, получившего так на-зываемую «красивую» куклу, в данном смысле бездействует; вместо того, чтобы развиваться, он чахнет, сохнет. Все игрушки, состоящие из мертвых математи¬ческих форм, действуют на формообразующие силы в ребенке иссушающе и умертвляюще — правильно же действует все то, что вызывает представление о живом.
   Важно, чтобы в раннем детстве органы чувств получали впе¬чатления от красивых ритмов — в этом отношении одним из лучших воспитательных средств являются детские песни. Вни¬мание при пении следует обращать не столько на смысл, сколько на красоту звучания. Чем более живительным будет воздействие на глаз и ухо, тем лучше. Не следовало бы недооценивать и того, сколь благотворными для формирования организма являются сопровождаемые музыкой танцевальные движения.
   Итак, к силам, оказывающим формирующее воздействие на физические органы, принадлежат оживление и та радость, которую ребенку дарит его окружение: ласковые лица взрослых и, прежде всего, искренняя, непритворная любовь. Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым приме¬рам — это и есть нормальное состояние ребенка-дошкольника.

 Т. М. Евтехова, клинический психолог